В
нашей школе традиционно проходит конкурс социальнл-значимых и
бизнес проектов. Предлагаем описание технологии данного
конкурса.
Под
социальным проектированием будем понимать способ выражения идеи
улучшения состояния окружающей среды языком конкретных целей и
задач, мер и действий по их достижению, а так же описание
необходимых ресурсов для практической реализации замысла и
конкретных сроков воплощения описываемой идеи.
Процесс создания и разработки социальных проектов в достаточной
степени алгоритмичен. Это значит, что данный процесс можно
разбить на ряд конкретных шагов – этапов, последовательное
прохождение которых должно привести к конечному результату –
социальному проекту.
В
подготовке социального проекта выделим три взаимосвязанных, но
все же самостоятельных блока:
-
теоретический
-
практический
-
экспертный
Теоретический блок.
Основные разделы текста социального проекта:
1.
Титульный лист.
Название
проекта (должно быть броским, кратким, выражающим основную идею
содержания). Организация – исполнитель (название, адрес,
телефон, реквизиты). Руководитель проекта (ФИО, звание,
должность, место работы, адрес, телефон). География (территория
на которой будет проходить реализация, координаты участников).
Сроки выполнения (если проект проходит по этапам, указывается
сроки выполнения каждой его стадии).
2.
Постановка проблемы.
Создание социального проекта предполагает обоснование его
актуальности - потребности ответить на вопрос, почему данный
проект необходимо реализовать в настоящие время? Для этого
полезно описывать современное состояние развития общества в
данном направлении, тенденции его развития, он затрагивает,
каковы его масштабы и что может произойти, если рассматриваемая
проблема решаема.
В качестве одного из основных критериев существования проблемы
следует рассматривать наличие объективно существующих
противоречий, которые могут быть разрешены. Если есть такое
противоречие, значит, есть и проблема, подлежащая решению.
3. Цели и задачи проекта.
Как известно цель – это осознанное представление результата по
проекту. По существу, в цели формируется общий замысел проекта.
Поэтому она должна быть сформирована кратко, лаконично. При этом
формулировка цели должна быть увязана с выявленной проблемой и
по возможности решать ее, указывая путь от реального состояния
дел до идеального или предполагаемого после реализации данного
проекта.
Задача в проекте – это конкретная часть цели, которую предстоит
реализовать или это действие, которое предпринимается, чтобы
достичь цели проекта.
Отметим, что при формулировании цели чаще используется имя
существительное, при формировании задач, как правило применяют
глаголы совершенного вида (выявить, обосновать, определить,
проверить, организовать и т.д.)
4.
Содержание и этапы реализации проекта.
Основной компонент проектирования – выбор содержания, форм,
методов, деятельности по проекту. Это технологический этап,
который подразумевает подбор оптимальной системы действий,
направленных на решение каждой из поставленных задач. Подбор
технологического инструментария предполагает достаточно
подробное описание того, что будет сделано, кто и как будет
осуществлять деятельность по проекту, когда и в какой
последовательности, а так же какие ресурсы будут привлечены.
Описание этого раздела текста проекта ведется различными
способами, в том числе, оформляется и в табличной форме.
5.
Ожидаемые результаты и критерии их достижения.
Здесь описываются те ожидаемые изменения в обществе, в
окружающей среде или в какой-нибудь конкретной ситуации, которые
произойдут в результате реализации проекта.
Презентация проекта.
В рамках этого проекта проходит защита проекта, где школьники
представляют и обосновывают логику и эффективность своего
проекта. Данная часть работы может быть организована в режиме
конкурса команд с выявлением лучшего проекта и должна
оцениваться квалифицированным жюри.
В нашей школе накоплен большой опыт в этом направлении, особенно
широко и активно используется технология конкурсов социальных проектов.
Так в 2001 – 2002 учебном году был объявлен конкурс социальных
проектов «Дом в котором хочется жить».
Создан оргкомитет конкурса:
Оргкомитет разработал положение, определяющее статус, цели и
задачи
добровольческих проектов.
Название проекта: «Право на детство»
Разработка проекта: Перевозникова СВ.- социальный педагог школы №4
Буроякова И.В.- директор школы №4
Баранишнина Л.В.- замдиректора по ВР Макшина
Г.А.- замдиректора по УВР
Овчинникова А.В.- педагог организатор ОБЖ организация заявителя: Государственное муниципальное
ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРОЕКТА
В последние 10 лет государство во
многом ушло от образования, общество
самоустраивалось, а школа перешла в состояние
внутренней замкнутости,
самодостаточности. Произошел серьезный разрыв в системе
«Государство -образование - общество».
Значительно снизился уровень жизни населения, число малоимущих семей с
детьми в микрорайоне школы увеличилось (53%), число одиноких
матерей выросло почти в два раза. Растет, к сожалению, и
число семей, ведущих асоциальный образ жизни.
К наиболее острым проблемам современной семьи относятся: изменение типа
взаимоотношений взрослых и детей - они чаще всего формальны.
Многие
взрослые не могут
научить детей жить в обществе. Они сами дезориентированы и
самоустранись от семейных и воспитательных проблем. Жертвами
ситуации становятся дети. Это ведет к увеличению учащихся,
имеющих отклонения от норм поведения.
В этих условиях
перед школой встали серьезные задачи: социально -экономические,
психолого - педагогические, поддержка семьи, забота о детях,
лишенных
родительских прав, разработка и реализация программы
улучшения
здоровья детей оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
Социально -
педагогическое обеспечение возможностей получения
образование и социализация несовершеннолетних из «группы риска».
Снижение роста
правонарушений и опасных зависимостей среди учащихся.
ЗАДАЧИ
1.
Развитие новых технологий и форм диагностики и мониторинга
работы
с детьми из «группы риска».
2.
Создание условия для вовлечения производственную
деятельность
несовершеннолетних детей девиантного поведение.
3.
Организация службы по
развитию коммуникативной грамотности
родителей.
4. Создание ситуации успеха и психологической поддержки детей
I
находящихся в трудной жизненной ситуации.
5.
Вовлечение общественности в организацию общественно -
полезной и
досуговой деятельности подростков.
6.
Формирование у подростков отношения нетерпимости к
аморальному
образу жизни и противоправным поступкам.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1. Значительное снижение численности
несовершеннолетних,
злоупотребляющих наркотическими средствами, алкоголем,
табакокурением.
2.
Сокращение числа правонарушений и преступлений среди
детей,
оказавшихся в трудных жизненных ситуациях.
3.
Увеличение на 1/3 количество получивших помощь
несовершеннолетних,
оказавшихся в трудных жизненных ситуациях.
4.
Увеличение объема и повышение качества социальных услуг,
предастовляемых несовершеннолетним, оказавшихся в трудных
жизненных ситуациях и их семьям.
5. Улучшение экономического
благосостояния несовершеннолетнего за счёт вовлечения
производственную деятельность.
6. Социализация детей «группы риска»-
умение выжить в трудной жизненной ситуации и обеспечить
собственное благополучие.
7. Глубокое осознание значимости данной проблемы и определение в ней
личного участия.
Оценка эффективности реализации проекта
Реализация мероприятий, предусмотренных проектом, позволит:
1.
Детям самостоятельно обеспечить собственное благополучие
2.
Улучшить положение детей, оказавшихся в трудной -жизненной
ситуации;
3.
Стабилизировать семью, как основной социальный институт
общества;
4.
Уменьшить численность социально-дезадаптированных детей и
подростков;
5.
Активизировать родительскую общественность для решения
данной проблемы
6.
Развить систему поддержки мотивации этих детей к учёбе
самореализации своих способностей и талантов;
7.
Обеспечить занятость
детей.
Предлагаются
следующие критерии эффектиэности проекта:
1.
Широта обхвата проектом детей «группы риска»;
2.
Вовлечение детей «группы риска» в ключевые школьные дела;
3.
Уровень роста социально-экономического благосостояния
детей
«группы риска»;
4.
Степень адаптированности, удовлетворённости и позитивного
отношения к жизни детей «группы риска»;
5.
Снижение правонарушений среди детей девиантиого поведения.
Методы изучения результативности:
1. Опрос
3.
Наблюдение
3.
Анкетирование;
4.
Диагностика;
5.
Рефлексия.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
В настоящее время государство не может обеспечить благополучие всех
детей, живущих в ассоциальных семьях, оказавшихся в трудной
жизненной;
ситуации, а их родители отстранились от решения собственных
проблем и
воспитание детей.
Поэтому школа берет на себя задачи создать условия для формирования у
детей «группы риска» ответственности за собственное
благополучие, через
включение детей в реализацию предпринимательских проектов, и
их трудоустройство. Это позволит детям законными средствами
зарабатывать деньги на собственную жизнь, они должны будут
научиться думать, выбирать и принимать правильные решения.
Так же это позволит занять детей в их собственное время,
вовлекая их в клубы по интересам, улучшить
психологическое
состояние ч/з реализацию мини проекта «Комната
релаксации» и разработка положения о стимулирующих пpемияx
проведения
тренинговых программ. Через создание Совета отцов, клуба
«Моя семья»,
Совета общественной инспекции и др. , школа вовлекает
общественность в решение данной проблемы и организует правовую защиту
детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации."
|